|
|
УЗКОЕ МЕСТО К 26 декабря ТНК поставит жирную нефтяную точку на одной из афер Януковича Судя по всему, никакие «скорректированные», «уточненные» и пр. планы по прокачке нефти по реверсной схеме использования нефтепровода «Одесса-Броды» на текущий год выполнены не будут. Все против: узкие места под названием Босфор и Дарданеллы, погодные условия в Черном море, да и планы самих россиян. Сегодня Игорь Пономарев - постоянный представитель Российской Федерации при Международной морской организации (ИМО), штаб-квартира которой находится в Лондоне, заявил в интервью РИА «Новости», что Россия надеется на продолжение консультаций с Турцией по вопросу пропуска российских судов через Черноморские проливы Босфор и Дарданеллы. Г-н Пономарев напомнил, что на прошедшей неделе 79-я сессия Комитета по безопасности на море ИМО рассмотрела документ, представленный Россией в марте этого года: «В этом документе приводится анализ, сделанный Российской Федерацией, по работе турецкой системы управления движением судов в Черноморских проливах». Оказывается, российская сторона обеспокоена скоплениями судов перед входом в проливы. Иногда задержки составляют до пяти суток, а у входа в проливы стоит до 40 судов, что чревато как экономическими убытками, так и проблемами экологии и безопасности. Россия также разделяет озабоченность Турции по вопросу обеспечения безопасности судоходства в зоне проливов и охраны морской среды. Однако Москва считает, что предпринимаемые турецкой стороной практические меры на практике ведут к ограничению свободы судоходства и фактическому введению разрешительного порядка прохода судов. Что и как «Москва считает» - это, конечно, интересно, но кроме самой «Москвы» никого ни к чему не обязывает. Слава Аллаху, в Турции пока «на троне» не президент-рецидивист, и никакие, следовательно, обязательства перед Россией (точнее – перед кучкой дорвавшихся до природных богатств олигархов) в ущерб собственным интересам турки нести не собираются. Тем более что опасения их – не на пустом месте строятся: загоревшийся в ноябре в Дарданеллах танкер, перевозивший российскую нефть, заблокировал на несколько суток проход судов через проливы. Можно только предполагать, какова была бы реакция турецкой общественности (да и судовладельцев иных стран), если бы российская нефть вспыхнула черным факелом посреди Стамбула, то есть в Босфоре. Но эти и подобные рассуждения – «в пользу бедных». О том, что проливы являются довольно проблемным местом для возросших в конце ХХ века объемов морских перевозок стало известно не сегодня. По крайней мере, украинские металлурги еще в середине 90-х годов не переставали жаловаться на бесконечные простои на подходе к Босфору и констатировали, что связанные с этим убытки с годами только растут. И нынешние аргументы некоторых апологетов реверса – мол, в Босфоре всегда тесно было, - не выдерживают критики. Если там и до «реверсных» танкеров было не продохнуть, то зачем было еще больше усугублять ситуацию? Если сейчас уже заранее раздаются стоны, что погода зимой не способствует «хождением за три моря» с грузом нефти, то разве не об этих перспективах предупреждали противники разворота трубы, которую украинцы при Ющенко строили для одних целей, а Янукович и его не выходящий из отпуска вице-премьер по ТЭК решили использовать для иных, прямо противоположных интересам Украины: для фиксации энергозависимости Украины от Москвы и для «назначения» президентом Януковича – что похуже всякого реверса и набега саранчи. Ну да ладно. Поговорим лучше о планах, точнее – о несбывшихся «миллионах тонн» и тех самых «реверсных танкерах», которые время от времени бороздят просторы по маршруту «Одесса-черноморские окраины Стамбула». Напомним, что изначально, в середине 2003 года, когда и зашел разговор о «реверсе», россияне гордо называли цифру «9 млн т в год». На том и сошлись: ТНК – с одной стороны и организованное сообщество Януковича, Василенко («Укртранснафта») и пр. «патриотов» - с другой. Однако, даже тогда никого особенно в Украине эти цифры не впечатлили – не стоили они того, чтобы приносить в жертву принципы национальной безопасности, в числе которых – диверсификация источников получения энергоносителей. Но после отставки «энергоблока» Кабмина решение все же было принято (обо всей этой реверсной эпопее «Обком» повествовал обильно, начиная с сентября 2003 года – см. хотя бы «ТНК готовит диверсию»). Самое пикантное, что как раз накануне отставки противников реверса – в ноябре 2003 года - в Европе забили тревогу из-за очередной «пробки» на Босфоре: из-за уменьшения количества танкеров с российской нефтью, проходящих через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы. Как сообщала тогда Financial Times, проблемы с транспортировкой вызваны плохими погодными условиями и ограничениями в сфере безопасности. В результате на нефтеперерабатывающих заводах Испании, Италии, Франции и Германии создался дефицит сырой нефти, поскольку дилеры сократили объемы поставок, опасаясь дальнейших задержек груза, которые уже достигли 20-25 дней. Тогда был остановлен один из российских нефтепроводов, ведущих к Черному морю, потому что хранилища уже были переполнены, а загрузка танкеров задерживалась из-за сложной транспортной ситуации в проливах. Незадолго до этого турецкие власти запретили проход по проливам крупнотоннажных танкеров в ночное время. …И вот после закачки в 2004 году технологической нефти ТНК в трубу выяснилось, что «9 млн тонн» нужно понимать сугубо в смысле ДО «9 млн тонн». Затем произошла новая коррекция: до 2,5 млн тонн с сентября до конца 2004 года, которая затем ужалась до 1,2 миллиона тонн. В общем, чем ближе к выборам и чем яснее становилось, что Януковичу может помочь только беспредельная фальсификация, тем более тощим становился поток российской нефти. И планировавшаяся ПиАр-акция, согласно которой 30 октября, то есть в самый канун первого тура выборов, из Одессы в присутствии Януковича отправится «юбилейный»,10-й танкер-стотысячник не состоялась. И уже в октябре россияне отбросили в сторону все приличия и упорно принялись «продавливать» проект «сухопутного» трубопровода через Балканы – но в обход проливов. И уже ровно неделю назад, в разгар «оранжевой революции» министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко сказал журналистам в Анкаре (6 декабря), что Россия и Турция активно обсуждают проекты альтернативных маршрутов по транспортировке углеводородов в обход проливов Босфор и Дарданеллы. При этом в российском правительстве считают, что условия и тарифы обслуживания обходных маршрутов должны быть сопоставимы с условиями в Черноморских проливах. Разумеется, Одесса, как перевалочный пункт «реверса», в эти планах просто не фигурирует – по причинам географическим. Но и с этим, в конце концов, можно смириться: ждать от Януковича разумных решений на пользу Украине - это как от козла пастеризованного молока. Но вот ведь в чем дело: даже указанных выше 1,2 млн т «тюменской» нефти через Украину по «реверсу» в этом году, видимо, не пройдет. Как удалось выяснить «Обкому», на сегодняшний день – 13 декабря – из Одессы ушло всего 11 танкеров общим брутто-тоннажем 872 091 тонн. И до конца года – то есть за оставшиеся неполные три недели нужно отправить «более трех» танкеров-стотысячников, что едва ли возможно, поскольку предыдущие 872 тысячи тонн перевезли 11 танкеров меньшей вместимости. То есть – толчея в штормящем Черном море перед Босфором меньше не станет. А потому, когда в следующем году российская «Транснефть» осуществит свои планы и увеличит пропускную способность Балтийских нефтепроводов с 50 млн т в год до 62 миллионов, то аргументов у ТНК для объяснения своей настойчивости для использования нашей «трубы», которую украинцы строили совсем для иных целей, наверное, уже и не останется. Объясняться зато придется Виктору Федоровичу. Уже к 26 декабря, – а уж тем более после него, - ему придется ответить на ряд вопросов, вытекающих «один из другого»: 1. Зачем его Кабмин соглашался на «реверс»? 2. Каково присутствие семейства Януковичей в одной из сравнительно недавно созданной нефтяной компании Донецка? 3. Насколько оправданы сведения, что это же семейство «положило» свой бесстыжий глаз на Северодонецкий «Азот»? 4. Наконец, почему первый съезд сепаратистов с участием Януковича прошел именно в Северодонецке – в двух шагах от Лисичанска, то есть от ЛИНОСа, попавшего по милости Кучмы в руки той же российской ТНК? Этот объект уж точно мог выполнить роль нефтяного резервуара для ПиСУАРа…
|
|
Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку |
|