26 марта


14:53

У Києві скасували анонсовану півторадобову комендантську годину. Перехід на “літній час” ще не скасовано

12:38

Україна переводить стрілки на годину вперед, у Києві - комендантська година на півтори доби

21 марта


12:42

21.03.2022 у Києві та області на півтори доби вводять "посилену" комендантську годину

15 марта


15:06

У Києві та області знову запроваджують комендантську годину на півтори доби

11 марта


17:53

Міноборони РБ: інформація про ракетний удар по білоруському селу - фейк. Проте вторгнення в Україну готується

16:31

Російські літаки зайшли з території України і нанесли вогневе ураження по населених пунктах у Білорусі

15:58

Міністр оборони України звертається до народу Білорусі

22 мая


12:44

Операція «Гірдон»: Гіркін усім задоволений, а Гордона вважає дурнем, мерзотником, майже го…доном

14 мая


15:42

Окупанти «ізолювали» у Донецьку обвинуваченого у справі МН17

17 сентября


12:33

Гончарук прокоментував свій коментар щодо ПриватБанку

10:18

Прем’єр Гончарук не виключає «компроміс» із Коломойським щодо ПриватБанку

09:12

«Слуги народу» пропонують змінити закон «Про столицю» і провести вибори мера Києва у грудні

08:58

Будинок колишньої глави Нацбанку Гонтаревої спалили

08:40

Дoба ООС: один наш військовий загинув, двох поранено

16 сентября


17:28

Після програного Зеленським парі чиновників міської ради Дніпра оголошено в розшук

17:07

Скасовано постанову Матіоса про «засекречення» декларацій військових прокурорів

12:55

І цього тижня Зеленський не зможе відібрати у Авакова Нацгвардію

12:23

Бюджет-2020 презентують нардепам у п’ятницю

12:11

Посольство США сподівається, що нова ЦВК буде не гірше той, що розігнав Зеленський

11:59

Богдан - о фракції «Слуга народу»: там є «божевільні, психічно хворі»

08:41

Доба ООС: поранено одного військовослужбовця

15 сентября


17:27

Рада отримала проект держбюджету-2020

09:03

Доба ООС: обстріли не припиняються

14 сентября


14:59

Зеленський наклав вето на Виборчий кодекс з відкритими списками

08:50

Доба ООС: поранено вісьмох наших військових

13 сентября


18:44

У Кремлі наполягають: спочатку фіксація «формули Штайнмайера» - потім «нормандська» зустріч

17:26

Для Коломойського відкрилося «хороше вікно»: крізь нього він бачить вихід із ситуації з ПриватБанком

16:52

Меру Дніпра не пробачили вигране у Зеленського парі: у міськраді обшук

13:58

Порошенко прийшов на допит до ДБР – ДБР прийшло з обшуком до банка Порошенка

13:34

Стало відомо, під приводом чого намагаються вилучити у ПриватБанку документи, «пов'язані з юридичним захистом банку»

ТУФТА

День простоять да ночь продержаться

фото Эксперт-УкраинаПринятый в минувшую пятницу национальный бюджет на этот год никуда не годится и выполнен не будет.


Это было очевидно задолго даже до того, как он был написан. Когда еще до собственной инаугурации президент Виктор Ющенко заявил, что все его предвыборные социальные обязательства будут выполнены, стало ясно, что нормальной экономической жизни в ближайший год (годы) не будет. Потому что он, в частности, обещал почти двукратное повышение минимальных зарплат и пенсий. А денег на это нет. И правительство просто вынуждено подогнать бюджет под ответ, то есть недостающие деньги нарисовать. Просто взять и приписать лишних пару десятков миллиардов в доходы, и вся недолга.

Очевидно, и само правительство прекрасно понимает, что все, что написано в двух томах бюджета - туфта. Ни отмена льгот производителям, ни повышение тарифов на электроэнергию и железнодорожные грузоперевозки дефицита не покроют. Более того, эти меры сами по себе угнетающе действуют на деловую активность и автоматически ведут к снижению темпов экономического роста и, соответственно, к снижению (а не повышению) поступлений в бюджет. Курс на укрепление гривни и уменьшение импортных пошлин также бьет по отечественному производителю, который и есть основной плательщик налогов.

Аналитики хором предсказывают появление крупномасштабных кассовых разрывов и других ощутимых последствий нарастания бюджетного дефицита уже к августу. То есть, до предстоящих через год выборов в Верховную Раду, на которых окончательно определится конфигурация украинской власти, команда Виктора Ющенко с таким бюджетом не дотянет. Провалы в экономике приведут к большому политическому провалу и возврату к власти прежней элиты. Если, конечно, за это короткое время не возникнет какая-то новая оппозиция.

Подобная мысль обязательно приходила в голову всем членам этой команды и обсуждалась ими. Остается предположить, что в бюджете показано не все, и у правительства в рукаве есть другие, не прописанные на официальной бумаге козыри. «Поделитесь с людьми, которые нуждаются в вашей помощи... Давайте немножко подтопим жирок», — сказала депутатам премьер-министр Юлия Тимошенко, представляя бюджет на текущий год. Фраза построена таким образом, будто речь идет о депутатском жирке, будто это им предлагается поделиться с кем-то собственными зарплатами. На самом же деле речь, конечно, не о том, чтобы поделиться, а о том, чтобы поделить. А для этого надо отнять, никуда тут не денешься.

Последние недели все руководители государства усиленно открещиваются от слова «реприватизация» — дескать, их не так поняли, все не так страшно, все будет по закону и точечно. Однако точечность и законность будут, судя по всему, так же подгоняться под ответ — необходимые для поддержания бюджета суммы. К концу лета будет растоплен жирок металлургов, химиков и трубников. Если этого не хватит до выборов, правительство найдет новые предприятия, которые пока не хотят делиться сверхприбылями. Идея реприватизации может заиграть новыми красками.

Но более надежной страховкой от кризиса видится внешняя помощь. Продолжая демонстрировать подчеркнутую лояльность Западу и попугивать его возможностью возврата к власти старой, советского типа бюрократии, правительство вполне может рассчитывать на достаточные для преодоления разрывов в бюджете займы.

Ну хорошо: растопили чей-то жирок, у кого-то заняли, день простояли — ночь продержались, победили на парламентских выборах. Дальше-то что? Дальше — при таком отношении к экономике и ее законам — все будет печально. Прорастут зубы дракона, посеянные в порыве революционного популизма: инфляция, стагнация, депрессия, кризис.

И все надо будет начинать сначала.

Украинская экономика только-только начала дышать. От нового поколения руководителей страны можно было ожидать реформ, которые бы закрепили тенденцию роста, обозначившуюся при прежнем режиме. Однако в их действиях еще больше левизны, популизма, демагогии, государственного вмешательства в хозяйство и администрирование, чем раньше. Не за то боролись.

КОММУНИСТЫ АПЛОДИРУЮТ

Авторы бюджета страны исходили не из экономических возможностей, а из политических соображений. Попытка реализовать его спровоцирует инфляцию, усилит налоговое давление и затормозит экономический рост

В минувшую пятницу, 25 марта, депутаты украинского парламента проголосовали за представленный правительством проект бюджета. И хотя большинство депутатов даже не успели перелистать двухтомный документ, не стоит думать, что они поверили премьеру Юлии Тимошенко и министру финансов Виктору Пинзеныку на слово. Просто в сложившейся ситуации принятие такого бюджета оказалось выгодным почти всем.

Власть получила то, что хотела — возможность подтвердить свои предвыборные обещания и поразить избирателя заботой о социальной сфере.

Оппозиция помогла власти принять нереалистичный финансовый план в явной надежде на его провал. Заявив о поддержке бюджета, фракция СДПУ(о) тут же поспешила предупредить власть о «полной ответственности за последствия его реализации». Не голосовали лишь фракция «Регионы Украины», таким образом заявившая о переходе в жесткую оппозицию, и Партия промышленников и предпринимателей, лидер которой первый вице-премьер Анатолий Кинах давно заявлял о своей особой позиции.

Зато впервые за последние годы бюджет единодушно поддержали левые — причем не только социалисты, участвующие в правительственной коалиции, но и обычно непримиримые коммунисты. Можно с уверенностью сказать, что голосование по бюджету — последний случай единения в парламенте нынешнего созыва. Оппозиция ясно дала понять, что на выборах 2006 года будет выступать с левых позиций. И что любая попытка власти провести секвестр невиданно щедрого бюджета натолкнется на жесткое сопротивление.

Последний раз вместе

Между тем сама команда Ющенко далеко не единодушна в оценке принятого депутатами бюджета. В ней есть как минимум три фракции с если не противоположными, то сильно разнящимися интересами. Во время заседания бюджетного комитета в минувший четверг произошел любопытный инцидент. Министр финансов Виктор Пинзенык поинтересовался, на каком основании и в каком качестве заседание посетил секретарь СНБОУ Петр Порошенко (который еще не сложил депутатские полномочия и формально продолжает оставаться главой бюджетного комитета). На что Порошенко ответил, что не в компетенции министра финансов интересоваться мотивами его появления в бюджетном комитете. Группы влияния, сплотившиеся вокруг Юлии Тимошенко и Виктора Ющенко, далеко не едины во мнении относительно «самого социального» бюджета. Иначе трудно объяснить, почему рабочие автозаводов, имевших отношение к Петру Порошенко, митинговали у стен парламента, требуя сохранить льготы для автопрома.

Третью силу в правительстве представляет Анатолий Кинах. Он давно и справедливо считается наиболее эффективным лоббистом интересов директоров крупных промышленных предприятий. Бюджет же затрагивает, помимо прочих, интересы судостроительной отрасли, в которой Кинах начинал свою карьеру. Позицию Анатолия Кирилловича окончательно прояснила фракция его партии, большинство членов которой за бюджет не голосовали. Такие противоречия сводят шансы на выполнение бюджета к нулю.

Все наоборот

С точки зрения экономики более противоречивого финансового документа страна еще не получала. По логике и практике сначала полагается подсчитать планируемые доходы, а затем, руководствуясь государственными приоритетами, распределить их по расходным статьям. Конечно, при обсуждении главной сметы в парламенте она обычно «тяжелела» процентов на десять, но это было неизбежным злом, с учетом которого украинские правительства даже предусматривали резервы для уступок депутатам.

Сейчас все не так. В процессе сочинения правок в бюджет (а по сути — написания нового бюджета) сначала были подсчитаны все расходы, вытекающие из предвыборной риторики победителей оранжевой оппозиции, а затем под эти расходы сверстаны доходы.

Крайне удивляет аналитиков оценка новой властью собственной моральности и порядочности, выраженная, по самым скромным подсчетам, более чем в миллиард гривен. Фактически правительство лишь на основании оценочных суждений об уровне коррупции в тех или иных секторах экономики при старой власти и собственных заявлений о том, что коррупции больше не будет, закладывает в бюджет конкретный рост доходов.

Так же бесхитростно решается и проблема нехватки бюджетных поступлений. Если экономика не позволяет собрать необходимые средства — тем хуже для экономики! Волевым решение Кабмин увеличил ожидаемый ВВП на 26,5 миллиарда гривен и получил дополнительно около девяти миллиардов поступлений. Однако достижение подобного роста выглядит абсолютно нереальным. Более того, подобные новации правительства будут угнетающе действовать на экономику. Например, значительное удешевление импорта вследствие снижения пошлин приведет к его вторжению в секторы, традиционно контролируемые отечественными производителями. Рост тарифов естественных монополий («Укрзалізниці», «Нефтегаза Украины») увеличит затраты производителей, при этом они не в полной мере смогут компенсировать потери ростом цен на свою продукцию. С одной стороны, из-за регулятивного вмешательства государства, которое будет всемерно бороться с инфляцией, с другой — из-за нежелания терять внешние рынки.

Укрепление гривни в ориентированной на экспорт экономике затруднит также развитие хозяйства — в первую очередь металлургии и химпрома.

Кроме того, заметно резкое усиление государственного вмешательства в экономику, что всегда действует на нее угнетающе. Так, уровень перераспределения ВВП через бюджет, согласно правительственному законопроекту, в 2005 году составит 30,1% (против 26,8%, предложенных предыдущим правительством). Такой рост может быть оправдан только наличием неких крупнейших общегосударственных программ, поддержанных обществом. А их нет.

Кажется, и сам Кабмин понимает, что этот бюджет выполнить нельзя. Вот и Юлия Тимошенко сообщила, что через 2-3 месяца Кабмин вместе с парламентом снова вернутся к бюджету для оценки дополнительных ресурсов, которые, как она надеется, появятся за это время. По мнению неправительственных аналитиков, попытка реализовать этот бюджет приведет к росту инфляции до 18-20%, снижению роста ВВП до 5-6% и промышленного производства — до 7-9%. Все это и станет ценой обещаний, данных в разгар предвыборной борьбы, и успеха нынешней власти на парламентских выборах 2006 года. Как заявил один польский экономист, «из восточноевропейского тигра Украина превращается в откормленную кошку».

Правильные инфляционные страхи

Опасаться инфляции в нынешнем году действительно стоит. Казалось бы, доля «социалки» в расходах бюджета оказалась не столь весомой, как это могло показаться. Пропорции по ассигнованиям различных направлений остались почти теми же, значительные средства все равно пошли на несоциальные статьи расходов.

С другой стороны, физические объемы социальных расходов в новом бюджете увеличились ориентировочно на сумму прироста доходов госбюджета. Денег в распоряжении «центра», по новой редакции документа, стало больше на 20 млрд грн. Основные статьи прироста «социалки» — 7,5 млрд грн дополнительно на пенсии, 5,6 млрд грн бюджетникам и 4 млрд грн малоимущим и военнослужащим — дают примерно ту же сумму. По всем остальным направлениям надбавки мизерны — от сотен тысяч до десятков миллионов гривен в масштабах страны.

Напротив, по некоторым не столь заметным социальным направлениям финансирование урезано. Например, вычеркнуты субвенции (целевое финансирование из госбюджета) местным бюджетам на социально-экономическое развитие регионов, и даже отменена госпрограмма «Онкология».

20 млрд грн уже представляют для потребительских цен большую опасность. Хотя на самом деле расходы будут намного выше, поскольку тратить деньги станут не только центральные власти, но и местные, и тот же Пенсионный фонд. Как продемонстрировала прошлая осень, достаточно было в сентябре-декабре увеличить расходы казны всего на 9 млрд грн, чтобы цены на многие категории товаров прибавили 20-30% и даже 50%.

Следовательно, очень скоро станут востребованы инструменты преодоления роста цен. Анонсируя новый бюджет, министр экономики Сергей Терехин подчеркнул: необходимость снижения дефицита связана с тем, что при его сохранении инфляция может вырасти до 130% в год. При этом он добавил, что, несмотря на сокращение дефицита бюджета, социальные выплаты будут сохранены и даже увеличены. Получается, если сделать бюджет сравнительно сбалансированным (с нулевым или минимальным дефицитом), то риск взрывного роста цен будет устранен.

«Даже при бездефицитном бюджете может быть высокая инфляция», — не согласен с такой точкой зрения руководитель группы советников председателя правления Нацбанка Валерий Литвицкий. Ведущий макроэкономист страны уверен, что рост цен на товары и услуги для населения может быть спровоцирован многими факторами, среди которых главный — раздутые социальные расходы. Когда людям попадает на руки большое количество денег, необходимо сделать так, чтобы они сразу не пошли по магазинам и рынкам за покупками, подстегивая рост цен. Избежать этого можно, применяя одновременно несколько инструментов, считает Литвицкий. Среди них — привлечение денег на депозиты в банках, вложение их в ценные бумаги, содействие импорту продовольствия, создание резервов нефтепродуктов, сдержанность в повышении тарифов, прекращение нагнетания инфляционных ожиданий, повышение производительности труда.

Министр финансов Виктор Пинзенык также уверен, что рост социальных ассигнований не приведет к инфляции. «Мы умеем управлять этими вещами, и расходы будут наращиваться ступенчато», — отрезал он. Действительно, по большинству социальных статей первое повышение происходит 1 апреля, второе — 1 июля, третье — 1 октября. Хотя первое по счету все же и самое значительное, и оценить его последствия можно будет уже в мае.

Кроме постепенного увеличения выплат, пока что известны всего три способа, которыми правительство будет противодействовать инфляции. Первый — тотальное снижение импортных пошлин на все группы товаров, включая продовольствие. Понимая, что парламент еще согласится на удешевление ввоза телефонов, но по картофелю он займет глухую оборону, правительство внесло в закон о госбюджете-2005 норму, согласно которой полномочия регулировать размер и порядок взимания пошлин отбираются у Верховной Рады и передаются Кабмину. Хотя нужно признать: гасить товарный дефицит дешевым импортом — очень действенный механизм.

Способ второй — укрепление курса гривни. Кабмин надавил на Нацбанк, и тот вроде согласился. Однако предупредил, что оставляет за собой право повернуть процесс вспять при малейших признаках торможения развития экономики или ухудшения состояния текущего счета платежного баланса. И еще. Как сообщил один из членов правления НБУ, ведомство сразу заметит и отреагирует, если правительство захочет за счет инфляции нарастить доходы бюджета, а потом обвинить Нацбанк в неумении противодействовать росту цен.

Третий способ всплыл совершенно случайно. Отдельной строкой бюджета на 30% увеличено финансирование Госинспекции по контролю за ценами. Этот орган занимается администрированием в ценообразовании. Когда стоимость мяса растет из-за того, что поголовье скота резко сокращается, инспекторы ходят по рынкам вместе с милицией и заводят дела на спекулянтов, которые «необоснованно завышают цены». Наверняка им не просто так увеличили финансирование. Готовятся.

Позволят ли все эти способы побороть инфляцию, если правительство последовательно создает все новые поводы для роста цен?

Абсорбировать выросшую денежную массу помог бы экономический рост в стране, однако он, скорее всего, замедлится вследствие увеличения налогового пресса на крупные и средние предприятия. Эти группы компаний будут вынуждены поднять свои цены на товары и услуги. Например, глава «Черноморнефтегаза» Игорь Франчук допускает, что вследствие увеличения размера ренты по новому закону о бюджете и повышения стоимости импортируемого газа примерно на 25% может вырасти цена топлива для конечных потребителей.

Противоречивость действий Кабмина усматривается и в том, что, желая противодействовать инфляции, он одновременно повышает тарифы на электроэнергию для больших предприятий с 12 копеек до 18 копеек за киловатт, а железнодорожные тарифы на перевозку грузов — еще больше. Эти новации не учитываются в бюджете, но их давление на цены от этого меньше не становится. Например, ввиду ожидания повышения железнодорожных тарифов «Запорожсталь» уже заявила о повышении с 1 апреля отпускных цен на 10%.

Правительство не афиширует, что в новый бюджет заложена розничная инфляция 9,8%, а оптовая (цен производителей) — 17,5%. Это неизбежное следствие политики усиления давления на бизнес. Трансформация оптовой инфляции в розничную в условиях роста экономики неизбежна — это лишь дело времени. Опасность тем очевиднее, что по итогам прошлого года разрыв в пользу цен производителей уже составил 11,8%. Если в этом году потребительским ценам не мешать расти, они чисто математически способны увеличиться на 29,3%.

«Ожидаем к концу года инфляцию в размере 27%», — прокомментировал последствия принятия правительственного бюджета Валерий Коновалюк.

Нетрудно посчитать — если средняя зарплата бюджетника вырастет на 57%, половину от нее «сожрет» рост цен. С другими получателями доходов дела обстоят еще хуже. Средняя пенсия вырастет на 20%, стипендия ученикам ПТУ — на 16,8%. После корректировки на инфляцию получается, что правительство залезет в карман и к первым, и ко вторым.

Себя не обидели

Слушая прежние прогнозы правительства, можно было представить, что выплаты населению составят едва ли не 80% расходов казны. Ожидания оказались напрасными —– финансирование социальных статей почти соответствует увеличению доходов бюджета.

Кабмину удалось сохранить ассигнования основным распорядителям бюджетных средств — министерствам и ведомствам. Например, МинАП получит 5,8 млрд грн. Для сравнения: в прошлом году аграрии получили 2,9 млрд грн. Хотя именно система субсидирования сельского хозяйства вызывает больше всего упреков, деньги до села не доходят, а если и доходят, то не работают на повышение эффективности агропрома.

В группу псевдосокращенцев входят почти все распорядители. При том, что по сравнению с прошлым годом расходы на них увеличены, эти министерства и ведомства не стесняются возмущаться ужиманием финансирования по сравнению с тем, которое предполагалось старым вариантом бюджета-2005.

Выбор программ, пошедших «под нож», не совсем понятен. Действительно, было отсеяно много статей, по которым чиновники могли потенциально зарабатывать «левые» деньги. Но вместе с тем полностью аннулированы ассигнования на формирование продовольственного резерва сельхозпродукции.

В то же время Генпрокуратура и МВД повысили свои доходы — на 101,5 млн грн и 409 млн грн соответственно. Министерство культуры получило дополнительные 102 млн грн, Минобороны — 295 млн грн, МинЧС — 156,8 млн грн.

Кабмин увеличил с 200 млн до 600 млн грн резервный фонд, из которого финансируются мероприятия по оказанию помощи пострадавшим от чрезвычайных происшествий. По словам премьер-министра Юлии Тимошенко, на деньги фонда Кабмин создаст в правительстве серьезный аналитический центр для налаживания общения между людьми и властью.

Разница между обещанным и сделанным становится видна лишь при постатейном рассмотрении законопроекта, а на это требуются время, хотя бы поверхностные экономические знания и элементарное желание. Ни среди депутатов, ни тем более среди населения не найдется достаточно заинтересованных в столь детальном ознакомлении с новым бюджетом. Зато чиновники обрадуются наверняка, и в канун выборов обязательно поблагодарят правительство.

В целом новый бюджет-2005 провоцирует инфляцию, усиливает налоговое давление на крупный и средний бизнес и дискриминирует мелкий, устраняет искусственно созданные преференции и порой бездумно уничтожает разумные льготы, тормозит экономический рост, вымывает оборотные средства предприятий. Уже к середине мая оппозиция получит веские основания для критики экономической политики новой власти.


Эксперт-Украина

Версия для печати  Версия для печати

28 Марта 2005 13:08




 

 

Генпрокурор Луценко каже, що 31 травня врятував ціле місто. На яку нагороду він, на Вашу думку, за цей вчинок заслуговує?

Запрошення на чергове засідання РНБО України (6)

Обрання членом РНБО врятованого їм міста (16)

Дострокового присудження звання Генпрокурор-лейтенанта (22)

Повного зібрання підручників юридичного вишу (81)

Червоного диплома юриста з золотими літерами (9)

Медалі «Рятівник Третього Тисячоліття» (159)

Урочистого рукостискання від Зеленського (64)

Введите, пожалуйста, цифры с рисунка: