26 марта


14:53

У Києві скасували анонсовану півторадобову комендантську годину. Перехід на “літній час” ще не скасовано

12:38

Україна переводить стрілки на годину вперед, у Києві - комендантська година на півтори доби

21 марта


12:42

21.03.2022 у Києві та області на півтори доби вводять "посилену" комендантську годину

15 марта


15:06

У Києві та області знову запроваджують комендантську годину на півтори доби

11 марта


17:53

Міноборони РБ: інформація про ракетний удар по білоруському селу - фейк. Проте вторгнення в Україну готується

16:31

Російські літаки зайшли з території України і нанесли вогневе ураження по населених пунктах у Білорусі

15:58

Міністр оборони України звертається до народу Білорусі

22 мая


12:44

Операція «Гірдон»: Гіркін усім задоволений, а Гордона вважає дурнем, мерзотником, майже го…доном

14 мая


15:42

Окупанти «ізолювали» у Донецьку обвинуваченого у справі МН17

17 сентября


12:33

Гончарук прокоментував свій коментар щодо ПриватБанку

10:18

Прем’єр Гончарук не виключає «компроміс» із Коломойським щодо ПриватБанку

09:12

«Слуги народу» пропонують змінити закон «Про столицю» і провести вибори мера Києва у грудні

08:58

Будинок колишньої глави Нацбанку Гонтаревої спалили

08:40

Дoба ООС: один наш військовий загинув, двох поранено

16 сентября


17:28

Після програного Зеленським парі чиновників міської ради Дніпра оголошено в розшук

17:07

Скасовано постанову Матіоса про «засекречення» декларацій військових прокурорів

12:55

І цього тижня Зеленський не зможе відібрати у Авакова Нацгвардію

12:23

Бюджет-2020 презентують нардепам у п’ятницю

12:11

Посольство США сподівається, що нова ЦВК буде не гірше той, що розігнав Зеленський

11:59

Богдан - о фракції «Слуга народу»: там є «божевільні, психічно хворі»

08:41

Доба ООС: поранено одного військовослужбовця

15 сентября


17:27

Рада отримала проект держбюджету-2020

09:03

Доба ООС: обстріли не припиняються

14 сентября


14:59

Зеленський наклав вето на Виборчий кодекс з відкритими списками

08:50

Доба ООС: поранено вісьмох наших військових

13 сентября


18:44

У Кремлі наполягають: спочатку фіксація «формули Штайнмайера» - потім «нормандська» зустріч

17:26

Для Коломойського відкрилося «хороше вікно»: крізь нього він бачить вихід із ситуації з ПриватБанком

16:52

Меру Дніпра не пробачили вигране у Зеленського парі: у міськраді обшук

13:58

Порошенко прийшов на допит до ДБР – ДБР прийшло з обшуком до банка Порошенка

13:34

Стало відомо, під приводом чого намагаються вилучити у ПриватБанку документи, «пов'язані з юридичним захистом банку»

МНЕНИЕ

Нужны ли 40 000 борцов с 15 000 потенциальными «коррупционерами»?

Еще раз о реформе МВД и создании Национального бюро расследований.


Писать о реформе правоохранительной системы Украины сегодня стало модно и актуально. И, наверное, это правильно. Имея в распоряжении такое количество заявлений и коментариев со стороны высоких должностных лиц по поводу реформирования правоохранительных органов, трудно остаться в стороне от дискуссий, которые сопровождают их выступления в прессе и на телевидении.

Вот и последняя неделя стала весьма примечательной в этом отношении. 26 марта появилась статья на сайте «Версий», красноречиво озаглавленная «Милиционер», в которой министр Луценко изложил, помимо прочего, собственное видение реформы МВД и концепции создания Национального бюро расследований. Более подробно он говорил об этом же в эфире канала «1+1» в передаче «Иду на ВЫ» 28 марта. В эти же дни «ключевую» идею (о создании Нацбюро на базе УБОПа) высказал и сопредседатель рабочей группы по разработке концепции создания и организации деятельности НБР народный депутат В.Король(см. «На украинское ФБР нет денег»).

В этих двух позициях чувствовались серьезные разногласия в подходах к созданию еще одного правоохранительного органа, что подтверждает мнение о том, что в в государстве пока царит хаос в отношении стратегии реформирования правоохранительной системы (см. «Реформаторство или хаос»).

Попробуем поочередно разобраться с высказанными идеями о реформировании системы МВД и создании НБР.

Проблема реформирования МВД заключается не только в отсутствии государственной концепции реформирования функциональных органов Министерства, но и в неприятии сути реформирования центрального апппарата министерства - превращения его из органа функционального управления работой всех структур Министерства в орган политического управления.

Радует то, что изучив польский и другой иностраный опыт функионирования МВД, министр Луценко склоняется к тому, что бы не делать из МВД «заповедник силовиков», а построить его по принципу выполнения министерством функций государства во внутренних делах. А «внутренние дела» государства – это более широкое понятие, нежели «правоохранительные функции». Это может быть и работа с регионами ( что является задачей многих европейских МВД), в той же Польше в состав МВД входит, например, и Центральная избирательная комиссия.

Желание кроме правоохранительного блока иметь блок органов гуманитарного характера продиктовано объективной реальностью. Хотя, вряд ли возможно отнести к гуманитарным Миграционную службу в составе МВД, не выполняющую правоохранительную функцию. Кроме рассмотрения вопросов о предоставлении гражданства и статуса беженца миграционные службы выполняют функцию главного инструмента в борьбе с нелегальной миграцией, торговлей людьми, преступностью среди иностранцев. Поэтому в большинстве миграционных служб и создаются полицейские подразделения по работе с иностранцами, которые и готовятся, и комплектуются с учетом особенностей, связанных с контингентом «подопечных».

Однако, на наш взгляд, не заметил Министр главной особенности европейских МВД. Не пришло еще в МВД понимание, что реформы надо начинать с МИНИСТЕРСТВА.

Сам аппарат министерства во всем цивилизованном мире представляет собой инструмент выработки и принятия политических решений и являет собой информационно–аналитический орган МИНИСТРА-ПОЛИТИКА, а не Министра-функционера. А организационно–структурно - это прежде всего два заместителя министра: один – руководитель аппарата, второй – «парламентский», для осуществления взаимодействия с органом законодательной власти. Это патронатные и обеспечивающие непосредственно работу Министра аналитические, информационные, и юридические подразделения, это и орган финансового контроля и планирования, и, возможно, подразделения внутренней безопасности.

Функциональные департаменты, о которых говорит Ю. Луценко, (и о которых шла речь в упомянутом выше материале «Реформаторство или хаос») возглавляются профессионалами в свой сфере и строятся на основании полной финансовой, кадровой и организационной самостоятельности и ответственности за соответствующие сферы деятельности.

Без такого понимания пока рано говорить о реформе, без реформирования самого аппарата Министерства.

Однако можно понять, как сложно функционерам Министерства добровольно отказаться от финансовой, кадровой, материально-технической, организационно -распорядительной зависимости от них функциональных органов и подразделений. Это же все равно, что срубить сук на котором сидишь. Но тогда, уважаемый Юрий Витальевич, ни один министерский чиновник не в силах будет отдать столь противные Вам команды «ФАС» или «Стоп», - по закону будет не силах, ибо не будет у него на то властных полномочий. Вот тогда и только тогда появится у нас функционально независимая Криминальная полиция, независимая Полиция общественной безопасности, независимая Гвардия МВД, независимая Миграционная служба. И только тогда можно заводить разговор о самостоятельной Пограничной службе в составе МВД со всеми полицейскими полномочиями. А раньше и заикаться не стоит, потому как развалят чиновники МВД более-менее динамично развивающуюся правоохранительную структуру.

Предложения, прозвучавшие по созданию НБР, от Министра МВД и сопредседателя рабочей группы по разработке концепции создания и организации деятельности НБР разнятся между собой в основном предложениями по способу и базе комплектования этой структуры. Предложения Министра Ю.Луценко, поддержаные Председателем СБУ А.Турчиновым и Генеральным прокурором Пискуном, подразумевают формирование НБР на базе следственных подразделений СБУ и Генпрокуратуры. В предложениях В.Короля высказывается мысль о формировании НБР на базе подразделений Управления по борьбе с организованной преступностью ( численность которого, по словам Министра МВД, достигает 40 тысяч человек). Оба сходятся на том, что обьектом деятельности НБР должна стать «корупция в высших ешелонах власти и раскрытие резонансных преступлений».

Для понимания сути вопроса необходимо разобраться в двух определениях: что такое «коррупция» и что такое «высшие эшелены власти»?

Толкование понятия «коррупция» и «коррупционного деяния» и отвественности за него мы можем найти в Законе Украины «О борьбе с корупцией»( N 356/95-ВР от 5.10.1995). Под корупцией в тексте Закона предусматривается «деятельность лиц, уполномоченных на выполнение функций государства направленнная на противоправное использование предоставленных им полномочий, для получения материальных благ, услуг, льгот или других преимуществ» ( ст. 1 Закона) и там же описываются две формы корупционных деяний. Раздел ІІІ Закона, ст.7-11 устанавливают составы и отвественность за совершение корупционных деяний. Если обобщить санкции, применяемые к «корупционерам», если в их действиях не содержится состава преступления, то это

а) штраф

б) увольнение с занимаемой должности

в) запрещение занятия должностей в органах государственной власти на определенный срок.

Таким образом «коррупция» как явление в нашем государстве является административным правонарушением и наказывается в административном порядке, если не содержит в себе составов уголовных преступлений.

Наиболее распространенные преступления, которые «сопровождают» корупционные деяния, описаны в Разделе XVII, ст.ст. 364-370 Уголовного кодекса Украины «Преступления в сфере служебной деятельности» - это злоупотребления служебным положение, получение и вымагательство взятки и т.п. Итого - всего 7 статей УК, которые носят родовой «коррупционный» характер.

Для определения круга субъектов, подпадающих под действие Закона Украины «О борьбе с корупцией»( N 356/95-ВР от 5.10.1995) обратимся к ст. 2, которая четко дает определение, что такими субъектами могут быть: а) госслужащие ( в том числе военнослужащие); б) депутаты всех уровней; в) должностные лица местного самоуправления.

Однако концепция деятельности НБР существенно сужает круг субъектов, против которых оно будет бороться, до лиц находящихся в «высших ешелонах власти», или, по определению Министра МВД, «государственных служащих 1-3 категорий». А это в соответствии со ст. 25 Закона Украины «О государственной службе» (N 3723-XII от 16.12.1993) - народные депутаты Украины, лица от заместителей министров и председателей госкомитетов и служб до начальников управлений и самостоятельных отделов в центальных органах исполнительной власти, достаточно узкий круг лиц в Секретариатах Президента и Кабмина и апаратах ВР и СНБОУ, судьи и прокуроры до уровня Апеляционных судов и областных прокуратур. На местном уровне – это главы и заместители глав областных, Киевской и Севастопольской городских администраций. Если сделать округленные подсчеты, то это приблизительно до 15 тыс. человек (из них более половины работают в Киеве).

В таком случае, по идее разработчиков концепции с ул. Грушевского, с 15 тысячами «потенциально коррумпированными» чиновниками будет разбираться праовохранительная машина, состоящая из 40 тысяч следователей и оперативников. И в основном - в Киеве. Этакий «столично-беловоротничковый» оперативно–следственный корпус, «полиция для министерств», имеющий высокую вероятность превратиться в инструмент политического давления. А если учесть что профессионалы НБР должны быть хорошо или даже очень хорошо оплачиваемы, получается достаточно дорогостоящая «игрушка» для небогатой страны.

Однако возможна и другая модель деятельности НБР. Взяв за основу формирования НБР на основе следственных подразделений СБУ и Гнепрокуратуры и добавив оперативников ГУБОПа МВД, наделив полномочиями по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений по определению Уголовного Кодекса (преступления предусматривающие наказание свыше 5 лет лишения свободы), можно получить мощную структуру для борьбы с корупцией, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, выполнения мероприятий по программе защиты свидетелей, раскрытия резонансных дел. Думается, для районного городка таким же «резонансным» является убийство семьи из 5 человек из корысных мотивов, - как и убийство журналиста или государственного деятеля в связи с их профессиональной деятельностью в масштабах государства.

Если на такую структуру нет денег в Гобюджете этого года, стоит подождать до следующего, разобравшись с идеей, а не создавать затратную и неэффективную структуру.

К сожалению орган, который, по своей природе, должен являться мозговым центром процесса реформирования системы внутренней безопасности государства – СНБОУ - наверное, занят совсем иными проблемами. А именно: признает ли Конституционный суд правомерность расширения полномочий и удасться ли их закрепить в законе, проект которого должен был быть подан Президенту к 8 марта этого года.

Все это заставляет прийти к мысли, что реформирование правоохранительных органов проводится хаотично, исключительно на уровне ведомств, без скоординированности в действиях по времени и объектам, без широкого привлечения научного и экспертного потенциала страны. Это, безусловно, противоречит задекларированному принципу открытости и прозрачности в действиях власти и принимаемых ею решениях.

Виктор ЧУМАК, главный эксперт Международного центра перспективных исследований по вопросам политики безопасности и обороны, кандидат юридических наук


"ОБКОМ"

Версия для печати  Версия для печати

31 Марта 2005 10:14




 

 

Генпрокурор Луценко каже, що 31 травня врятував ціле місто. На яку нагороду він, на Вашу думку, за цей вчинок заслуговує?

Запрошення на чергове засідання РНБО України (6)

Обрання членом РНБО врятованого їм міста (16)

Дострокового присудження звання Генпрокурор-лейтенанта (22)

Повного зібрання підручників юридичного вишу (81)

Червоного диплома юриста з золотими літерами (9)

Медалі «Рятівник Третього Тисячоліття» (159)

Урочистого рукостискання від Зеленського (64)

Введите, пожалуйста, цифры с рисунка: