|
|
ТУФТА «ДОРОЖНАЯ, ЖЕЛЕЗНАЯ» Вечный дефицит на фоне всеобщего изобилия В заботе об уюте пассажиров «Укрзалiзницi» стоило бы внедрить платное пользование вагонными туалетами, ваучеры на курение в тамбуре и обязательное приобретение презервативов клиентами спальных купе. Шутки шутками, но логика в вышеуказанных предложениях присутствует: если ни повышение цен на проезд, ни обязательная кормежка за «очень дополнительные деньги» никак не могут отбить охоту украинцев пользоваться ж/д-услугами, то почему бы железнодорожному начальству не отметиться очередной инициативой? Хочешь, чтобы в туалете под ногами не хлюпало – плати проводнику, и только после этого требуй стерильности и прочих «удобств». Нет, ну в самом деле, почему всякая сомнительная инициатива легко приживается в среде железнодорожников и сразу же сказывается на кошельке пассажиров, а вот что-то, хоть в малейшей мере разумное никак не находит себе применения в ж/д кругах? Последняя по времени такая разумная инициатива приказала долго жить на прошлой неделе. В понедельник, 26 июня, в очередной раз оказалось, что министр транспорта и связи Виктор Бондарь не есть «в доме хозяин». Напомним, что «продвинутый» молодой министр (которого среди прочих представителей «поколения .UA» наш президент ставил в пример его сверстникам в радиообращении по случаю Дня молодежи), спустившийся в министерское кресло из сфер «высоких информационных технологий», неоднократно предлагал различные ноу-хау для транспортного ведомства. Так, например, в апреле текущего года господин Бондарь поручил Государственной администрации железнодорожного транспорта («Укрзалізниця») пересмотреть существующую систему бронирования ж/д билетов - для того, чтобы создать прозрачную систему реализации и предварительного заказа билетов, которая не позволит перекупку и спекуляцию «проездными документами». Одним из шагов, направленных на предупреждение злоупотреблений в этой сфере, являлась продажа железнодорожных билетов в отделениях «Укрпочты» и через сеть Интернет. Но спустя два месяца оказалось, что «Укрзалізниця» «имела в виду» поручения министра. Как мы уже сообщали, для МинтрансСВЯЗИ Интернет оказался недостижимой технологией: в прошлый понедельник пресс-служба УЗ, ссылаясь на слова гендиректора администрации Василия Гладких, заявила, что с этой услугой на данный момент связано много нерешенных вопросов, среди которых - выдача таких билетов и сроки действия брони. В связи с чем введение Интернет-бронирования ж/д билетов откладывается. Интернет, понятное дело, для железнодорожного начальства - вещь подозрительная. Если «всякие» там начнут бронировать, то и смысл борьбы со спекулянтами пропадет! А не будет спекулянтов - сразу выяснится, что в постоянном дефиците билетов виноваты как раз не подозрительные личности с Киевского вокзала, а кое-кто повыше – как в самой «Укрзализныце», так и в управлении Юго-Западной дороги. Так что Интернет – штука, конечно, прогрессивная, но к ней надо подготовиться. И зачем же спешить? Лет через пять можно и ввести… Ладно, через пять лет Интернет никуда не денется, авось и дождемся его применения в интересах пассажиров. Но почему «высокотехнологичный» министр не настаивает на том, чтобы право бронирования и продажи было предоставлено туристическим фирмам – в целях борьбы с дефицитом билетов? Напомним, что этого права турагентства лишили два года назад. Причем, это не какие-то там «интернетчики», а вполне приличные компании (числом под 3 тысячи), имеющие соответствующие лицензии и работающие в рамках закона «О туризме». Еще три месяца назад к «Укрзализныце» по этому поводу обращалась Ассоциация туроператоров, но до сих пор (то есть, до «пика сезона») не получила ответа. Ситуация же выглядит так: турфирма может установить у себя в офисе терминал по продаже билетов, но продавать их сама не может, при этом еще и оплачивая работу железнодорожного кассира. И при этом не получая никаких комиссионных за продажу билетов (собственно, за счет комиссионных и строится бизнес агентств по продаже авиабилетов, например). Но для многих фирм главное даже не заработок на продаже ж/д билетов, а возможность получить дополнительный доход на предоставлении клиентам дополнительного сервиса. Если турист выбирает комбинированную поездку, например авиа+поезд+автобус, то менеджеры турагенства без проблем оформят авиа и автобусный билеты. А вот за железнодорожным придется идти в кассу и выстаивать очередь. Причина такого «расхождения» проста. Если предоставить - даже не миллионам Интернет-сограждан, а хотя бы нескольким тысячам менеджеров турфирм – возможность доступа в «систему», то станет любому видно, сколько реально и на каких поездах есть свободные места. И окажется, что даже летом на крымском направлении они всегда есть! Разумеется, при таком подходе исчезнет спекуляция билетами как таковая. Почему же в нашей стране билеты на поезда остались единственным предметом дефицита на фоне «всеобщего изобилия»? Причем, «дефицитом» каким-то извращенным: в кассах билетов нет, но в поездах места есть. Автору в начале июня довелось стать свидетелем ситуации, когда в поезде Одесса-Киев («Черноморец») целый вагон СВ ехал полностью пустой. А в купейных вагонах было по 5-7 свободных мест, хотя билетов кассах на этот рейс не было за неделю. Примечательно и то, что на крымском направлении билетов нет уже до конца июля, хотя, по словам В. Гладких, в июне в Крым ехало на 1 тысячу пассажиров в сутки меньше, чем в прошлом году. Когда при Г. Кирпе были введены «именные» билеты и организован жесткий контроль, проблема не исчезла (пресловутую железнодорожную «мафию» не смог победить даже покойный министр), но порядка все же было побольше. Однако в прошлом году, и особенно сейчас, все вернулось на круги своя. Так называемая «билетная мафия» организовывает массовую скупку билетов, которые затем продаются подозрительными личностями на вокзалах. Фамилия в билете с документами никто не сверяет. Даже если проводник обратит внимание на «не ту» фамилию, проблема решается «на месте» за 10-15 гривень. Проблему можно решить жесткими административными мерами силами самой «Укрзализныци», но желания такого почему-то не прослеживается, поскольку в этой сфере крутятся многие миллионы гривень. И «в доле» все - от непосредственных «реализаторов» на вокзалах до высокопоставленных железнодорожников, «крышующих» этот бизнес. Причем, кроме искусственного дефицита билетов в пассажирском хозяйстве создана система круговой поруки на уровне проводников. Их просто вынуждают заниматься злоупотреблениями, возить безбилетных пассажиров. Сделано все очень просто, почти «по-рыночному». Проводникам «втюхивают» различные продукты и напитки для продажи пассажирам. Не продал – твои проблемы. Нереализованный товар возврату не подлежит, хоть домой забирай. Хочешь не хочешь - приходится «отбивать» расходы в другом месте, то есть на «зайцах». В этой ситуации уже подключаются ревизоры, имеющие свой интерес. Да и транспортная милиция не остается в стороне. Так что только административными внутриведомственными мерами эти проблемы не решить. И все последние заявления Василия Гладких о решительной борьбе со спекулянтами – не более чем показуха (не стоит забывать, что именно В. Гладких был у упомянутого выше Г. Кирпы замом по пассажирским перевозкам; и, может быть, поэтому тогда не удалось совладать с «мафией», а открыть ей зеленый семафор). Но его последнее заявление - в связи с проблемой принудительного питания в поездах – прозвучало уже просто забавно. Господин Гладких сказал, что не только питание, но «даже стоимость постели не дают включить в стоимость билета». Кто именно «не дает», не уточнялось. Хотя предоставление постели – это уже реально существующая услуга. И даже если кто-то «не дает» включить ее в стоимость билета, то можно продавать услугу через кассу по отдельной от билета квитанции. Проводникам не нужно будет связываться с наличными, затем делать инкассацию, при этом тратить время на заполнение вручную квитанций с указанием суммы прописью, даты, номера поезда и вагона. Кроме того, Василий Иванович пожаловался прессе, что в этой ситуации проводники занимаются злоупотреблениями и вместо «официального» железнодорожного белья подсовывают пассажирам принесенное из дому. Можно предположить (на основании элементарного подсчета), почему господину Гладких «не дают» проводить белье через кассы: за год «Укрзализныця» перевозит около 50 млн пассажиров дальнего следования; при стоимости белья в 7-8 грн. в этой сфере «крутится» порядка 350-400 миллионов. наличных гривень. Все очень просто. Поэтому проблему нужно решать только экономически, изменив саму систему функционирования пассажирского хозяйства. Прежде всего - разделить эксплуатацию и систему продаж. Наряду с реализацией через существующие кассы, реализацию билетов на тендерной основе можно поручить нескольким агентствам по продаже билетов. Они должны гарантировать определенный процент продаж и получать комиссионные за свои услуги. Демонополизация продаж и доступ на рынок нескольких уполномоченных компаний решит проблему раз и навсегда. А если демонополизации не произойдет – то тут и до платных туалетов в вагоне железнодорожное начальство вполне может додуматься, и до прочих дополнительных, но очень обязательных услугах. При неизменном качестве сервиса и «напряге» с билетами. СМ. ТАКЖЕ: «Укрзализныця» запуталась «в показаниях»
|
|
Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку |
|