26 марта


14:53

У Києві скасували анонсовану півторадобову комендантську годину. Перехід на “літній час” ще не скасовано

12:38

Україна переводить стрілки на годину вперед, у Києві - комендантська година на півтори доби

21 марта


12:42

21.03.2022 у Києві та області на півтори доби вводять "посилену" комендантську годину

15 марта


15:06

У Києві та області знову запроваджують комендантську годину на півтори доби

11 марта


17:53

Міноборони РБ: інформація про ракетний удар по білоруському селу - фейк. Проте вторгнення в Україну готується

16:31

Російські літаки зайшли з території України і нанесли вогневе ураження по населених пунктах у Білорусі

15:58

Міністр оборони України звертається до народу Білорусі

22 мая


12:44

Операція «Гірдон»: Гіркін усім задоволений, а Гордона вважає дурнем, мерзотником, майже го…доном

14 мая


15:42

Окупанти «ізолювали» у Донецьку обвинуваченого у справі МН17

17 сентября


12:33

Гончарук прокоментував свій коментар щодо ПриватБанку

10:18

Прем’єр Гончарук не виключає «компроміс» із Коломойським щодо ПриватБанку

09:12

«Слуги народу» пропонують змінити закон «Про столицю» і провести вибори мера Києва у грудні

08:58

Будинок колишньої глави Нацбанку Гонтаревої спалили

08:40

Дoба ООС: один наш військовий загинув, двох поранено

16 сентября


17:28

Після програного Зеленським парі чиновників міської ради Дніпра оголошено в розшук

17:07

Скасовано постанову Матіоса про «засекречення» декларацій військових прокурорів

12:55

І цього тижня Зеленський не зможе відібрати у Авакова Нацгвардію

12:23

Бюджет-2020 презентують нардепам у п’ятницю

12:11

Посольство США сподівається, що нова ЦВК буде не гірше той, що розігнав Зеленський

11:59

Богдан - о фракції «Слуга народу»: там є «божевільні, психічно хворі»

08:41

Доба ООС: поранено одного військовослужбовця

15 сентября


17:27

Рада отримала проект держбюджету-2020

09:03

Доба ООС: обстріли не припиняються

14 сентября


14:59

Зеленський наклав вето на Виборчий кодекс з відкритими списками

08:50

Доба ООС: поранено вісьмох наших військових

13 сентября


18:44

У Кремлі наполягають: спочатку фіксація «формули Штайнмайера» - потім «нормандська» зустріч

17:26

Для Коломойського відкрилося «хороше вікно»: крізь нього він бачить вихід із ситуації з ПриватБанком

16:52

Меру Дніпра не пробачили вигране у Зеленського парі: у міськраді обшук

13:58

Порошенко прийшов на допит до ДБР – ДБР прийшло з обшуком до банка Порошенка

13:34

Стало відомо, під приводом чого намагаються вилучити у ПриватБанку документи, «пов'язані з юридичним захистом банку»

РЕСТОРАННАЯ КРИТИКА

Европеоид украинский. Обыкновенный

Если четверо серьезных мужчин средь рабочего дня уединяются в ресторане – значит, у них нашелся повод. Если при этом они пьют лишь чай с кофе – то повод, видимо, очень серьезный. Но если же эти четверо – украинские политики, то они могут не пить водку даже без всякого повода…


Вчерашняя «топ-новость» о застолье господ Катеринчука, Луценко, Стецькива и Кличко-старшего, ставшая достояние масс благодаря «Коммерсанту-Украина» - из разряда тех вещей, которые «если бы их не было, нужно было бы выдумать». Ибо идея необходимости создания какой-то «новой настоящей демократической партии» (используем выражение главного «лоббиста» этого проекта, нардепа Николая Катеринчука - экс-члена партии «Народный Союз «Наша Украина» и бывшего первого зама Госналоговой администрации) не то что бы «витает в воздухе». Разумеется, соответствующие настроения в обществе, ошарашенном поражением «оранжевых» на всех фронтах и по всем статьям, потихоньку нарастают, но есть резонное опасение, что воспарить им в «воздушное пространство» не удастся – их просто на взлете подобьют. Причем, собьют их не столько «бело-голубые», а вот те самые молодые и амбициозные политики, которые как-то вдруг остались не у дел и которым из-за этого стало мерещиться, что все пропало. Отсюда – спешка, лихорадочный поиск новых «подходов» и «брендов».

Более всего на этой сомнительной ниве суетится все тот же Н. Катеринчук. Палец о палец не ударив во время своего пребывания на высоком посту в ГНАУ для того, чтобы «реформы» в налоговой хоть немного отличались по эффективности от луценковских «реформ» в ГАИ (напротив, заявив, что обещания, данные Ющенко на Майдане и зафиксированные в программе Правительства образца 2005 года, насчет, например, ликвидации налоговой милиции, - лишь обычный предвыборный треп, см. об этом «Навстречу людям» шагают все те же персонажи), что, по сути, означало лишь консервация такого явления, как «азаровщина», - так вот, этот молодой политик решил возглавить движение Украины «в Европу»!

Оказывается, в отношениях между Украиной и Европой, которые за последние месяцы успели изрядно охладеть, намечается «несезонное» потепление. И именно Николай Катеринчук норовит на сей раз примерить фартук кочегара-интегратора, узрев в подрывной деятельности правительства и дегенерации своих бывших товарищей по партийной прописке тревожные признаки надвигающегося апокалипсиса.

Конечно, если это «знаковое» событие докатилось бы до Европы, то «старушка», наверное, расплакалась бы от умиление. Тем более теперь, когда непродолжительный флирт по поводу европейской интеграции на государственном уровне себя, по-видимому, исчерпал.

Мы все же не станем опускаться до уровня критики тех опусов, которые с недавних пор время от времени запускает Николай Катеринчук в отечественное Интернет-пространство, засоряя и без того загаженный информационный фон. Мы сделаем попытку, не мудрствуя лукаво, проанализировать характер таких явлений, как «европейская» партия (или «платформа»?) в более широком контексте, нежели нам предлагают сами авторы-вдохновители подобных прожектов.

Бытовые партийные конфликты часто заканчиваются то ли исходом, то ли изгнанием (это под каким углом зрения смотреть) некоторых видных личностей, которые не понимают принципов командной работы. Отколовшиеся, имея немалые амбиции и ведомые своей политической звездой, часто принимаются за создание собственного партийного проекта.

Однако следует отметить, что создание проекта предполагает некоторые этапы. Как известно, большинство политических проектов, которые создавались под выборы-2006, прошли стадию «общественного движения» («ПОРА», «Вече», «Не Так!»). Такой шаг направлен на поддержании у обывателя иллюзии, что партия, которая берет свое начало из общественного движения или организации, действительно может претендовать на статус гражданской. В этой связи напрашивается вопрос: отчего Николай Катеринчук решил сразу же создать партию без предыдущей «общественной» легенды?

Имеются некоторые предположения. Во-первых, идея евроинтеграции сама по себе достаточно хорошо раскручена и не нуждается в дополнительной «прокачке». Во-вторых, зачем тратить ресурсы на общественность, если опыт доказал, что это совсем еще не является гарантией избрания в Раду? Политическая благотворительность нынче не в моде. Конечно, кто-то может упрекнуть Николая Дмитриевича в непрофессионализме или же игнорировании основ партийного строительства. Но не так прост «адвокат Майдана», как это кажется на первый взгляд. Он прекрасно понимает, что определяющим фактором сегодняшнего политического момента является время. Главная причина «перескакивания» через «общественный» этап кроется в Законе Украины «Про вибори народних депутатів в Україні», часть 2 статьи 10 которого гласит: «Кандидатів у депутати може висувати партія, яка зареєстрована в установленому законом порядку не пізніше ніж за триста шістдесят п’ять днів до дня виборів, або виборчий блок партій за умови, що всі партії, які входять до його складу, зареєстровані не пізніш як за триста шістдесят п’ять днів до дня виборів».

И указанная торопливость г-на Катеринчука говорит в первую очередь о том, что сегодня нет уверенности в сроках проведения следующих выборов народных депутатов. Где гарантия, что не случатся досрочные выборы? Вот и не хочет Катеренчук морочить себе голову «общественным движением». А и вправду, зачем? Вдруг заиграешься, - а тут досрочные выборы?! Что тогда? Партия хоть и зарегистрирована, но позиционируется как гражданская инициатива. А предугадать последствия того, чем закончиться попытка экстренного перевода организации с гражданских на партийные рельсы и как на это отреагирует общественность, предположить нетрудно.

Теперь же, невзирая на пафос и пыл, с которым «великий зодчий» приступил к закладке фундамента своего проекта, попробуем ответить на простой до неприличия вопрос: а для чего же, собственно, он создается? Вся эта ерунда по поводу амбиций, претензий на власть и европейской интеграции - не в счет. Ответ нужно искать в более прагматичных плоскостях, а именно – в желании лихого заработка. Дело в том, что в украинской политике наиболее весомым аргументом пока что являются деньги, на которые и создаются избирательные «бренды». И от этого факта нельзя отмахнутся. Опыт предыдущих выборов также продемонстрировал, что партийные лидеры могут хорошо подзаработать не только в Раде, но и на самом избирательном процессе. Исходя из этого, легко угадывается ход мыслей Николая Катеринчука: раскрутить себя, создать партию, а спонсоры, которые согласятся профинансировать «потенциально парламентскую» партию, найдутся всегда. Но, как мы уже упоминали, политическая благотворительность сегодня не в моде; поэтому придется вознаградить щедрость спонсоров несколькими проходными местами в партийном списке. Издержки производства, так сказать. Но, не следует страдать иллюзиями по поводу того, что, очутившись в стенах Рады, партийные финансисты будут свято чтить не только программу партии, но и ее лидера. И совсем еще не факт, что их бизнесу евроинтеграция будет улыбаться настолько же широкой и бескорыстной улыбкой, как Николаю Катеринчуку. Так что вряд ли Николай Дмитриевич обманывается по этому поводу. На лицо простейшая рынковая операция «купли-продажи». Это, с некоторыми оговорками, почти то же, если бы продавщица в булочной настаивала на употреблении купленного вами хлеба в строго определенное время. Не абсурдно ли?

Залихватский азарт, с которым Николай Катеренчук взялся строить партию – еще не повод рассчитывать на успех этого проекта. Европейского флага и соответствующей («европеидной») наружности лидера для этого недостаточно. Нужна постоянная, последовательная работа – как бы грустно это не звучало для несостоявшегося налогового «реформатора». Для победы на выборах в украинских условиях необходима не столько хорошо выписанная программа, сколько хорошо налаженная структура, которая сможет обеспечить партии механику выборов: от стратегического планирования до вербовки агитаторов и членов участковых избирательных комиссий. Главное, структура предполагает территориальное представительство. Конечно, зарегистрировать партию в Минюсте нетрудно, но продвинуть ее в парламент куда сложнее. Как таковое, само партийное строительство означает не столько раскрутку самого лидера или «бренда», сколько «черновую» работу на местах: налаживание контактов с бизнесом, чиновниками; работа с партийным активом; проведения переговоров для того, чтобы убедить депутатов создать хоть небольшую, но депутатскую группу партии в местном совете; поиск своего места в существующей на местном уровне партийной среде и т.д.. Это – лишь некоторые вопросы, которые сами собой сформируют повестку дня и во многом определят участь партии не только на выборах, но и в принципе.

Конечно же, каждый человек создает для себя шанс самостоятельно. Но существуют и обстоятельства, выше которых иногда прыгнуть не удается. Сегодня в Украине обстоятельства, в которых создаются индивидуальные партийные проекты, не сулят ничего хорошего. Во-первых, как уже говорилось, с каждым днем нарастает неуверенность в том, дотянет ли Верхрада отмерянный ей Конституцией Украины срок. Что, в случае внеочередных выборов, делать инициаторам, партии которых не будут готовы во всех отношениях полноценно взять участие в выборах? Во-вторых, опыт выборов-2006 продемонстрировал, что никаких шансов на преодоление избирательного барьера «высотой» даже в 3% у таких партий нет. Отсюда возникает вопрос о необходимости объединения с более сильным избирательным локомотивом, который, судя по всему, будет предлагать свои условия. В-третьих, отсутствуют гарантии того, что избирательное законодательство накануне выборов не поддастся некоторой корректировке. Особенно в части величины проходного барьера. В-четвертых, сегодня сложно предугадать, в каком формате подойдут к выборам участники так называемого национально-демократического спектра. Ответы на эти вопросы сегодня активно ищутся как политиками, так и всеми заинтересованными лицами.

Таким образом, решится сегодня на публичное заявление о создании того или иного проекта – шаг смелый, но не более, не говоря уже о степени его продуманности. На что же, в таком случае, рассчитывает, к примеру, Николай Катеринчук? Понимая, что возобновить свой представительский мандат по списку НСНУ для него уже не является возможным, а денег для покупки места в следующем созыве ВРУ, по-видимому, нет, Николай Дмитриевич решил разыграть оставшеюся карту – высокий рейтинг. Судя по всему, карту единственную. А воспринимать его «Европейскую партию-платформу» следует, скорее всего, как поход ва-банк, а не до мелочей продуманный политический ход.

Обобщая все вышеизложенное, можно сделать некоторые выводы. Выход на политическую авансцену Николая Катеринчука – это частный случай намечающейся тенденции. Дело в том, что украинский вариант избирательной системы партийных списков на пропорциональной основе включил так называемый партийный мультипликатор: существующий трех процентный избирательный барьер является искушением для тех, кто желает «увидеть» себя в большой политике не только депутатом-министром, но и держателем влиятельной партийной структуры. К слову, за время после парламентских выборов в марте 2006 года Министерство юстиции Украины уже зарегистрировало восемь новых политических партий. Цена каждой отдельно взятой партии растет еще и потому, что только политические партии наделены правом выдвижения списков кандидатов в депутаты. Причем не только в ВРУ, но и в областные, районные и городские советы. Такая себе партийная монополия на то, кто будет представлен во всех эшелонах власти. Используя экономическую терминологию, можно предположить, что вскоре отечественную партийную систему в самый раз будет переименовать в отечественный партийный рынок. И это уже не ирония, а реальные последствия тех процессов, к которым могут привести наблюдаемые тенденции.

Учитывая то обстоятельство, что в силу профессиональной деятельности Николай Катеренчук должен разбираться в избирательных системах и процессе выборов куда больше, нежели, допустим, его потенциальный партнер (не только по посиделкам в ресторациях) Виталий Кличко, смутно верится, что он всего этого не понимает. Если бы он действительно хотел подтянуть Украину к европейским стандартам, то следовало бы начать с ломки той политической практики, которая устоялась в Украине. А «европеизацию» страны начинать не с подмостков Майдана, а, например, с регистрации законопроекта, который бы предусматривал такую избирательную систему, при которой граждане владели бы реальными рычагами контроля над зарвавшейся властью. Конечно, этот законопроект никогда бы не был проголосован коалицией КРС, но выступил бы более чем конкретным сигналом для объединения тех «слоев избирателей», которые действительно разделяют европейские ценности, для которых эти ценности – вопрос будущего: своего, своих близких, своего бизнеса. Но зачем же предусматривать механизмы контроля над властью, если сам норовишь туда попасть? Согласитесь – «чисто европейский подход».

Следует сказать еще и том, что если подобные проекты обретут за оставшееся время достаточно силы и смогут угрожать позициям тех партий, которые сейчас находятся в Раде, Закон о выборах будет изменен. В пользу последних, конечно. Дело в том, что избирательное законодательство в Украине можно изменить простым большинством голосов депутатов ВРУ. И, как показывает не только отечественный, но и европейский опыт, такое бывает. Но если в Украине подобные финты можно прокручивать перед каждыми выборами, то в Европе этим делом не злоупотребляют.

Интересно, сколько еще партий должно быть зарегистрировано, и сколько выборов должно пройти по системе партийных списков, что бы граждане Украины осознали масштабы их одурачивания и «развода»? Но, увы, наверняка не об этом судачили четверо серьезных мужчин позавчера в столичном ресторане…


Назар БОЙКО

Версия для печати  Версия для печати

07 Декабря 2006 15:49


 

 

Генпрокурор Луценко каже, що 31 травня врятував ціле місто. На яку нагороду він, на Вашу думку, за цей вчинок заслуговує?

Запрошення на чергове засідання РНБО України (6)

Обрання членом РНБО врятованого їм міста (16)

Дострокового присудження звання Генпрокурор-лейтенанта (22)

Повного зібрання підручників юридичного вишу (81)

Червоного диплома юриста з золотими літерами (9)

Медалі «Рятівник Третього Тисячоліття» (159)

Урочистого рукостискання від Зеленського (64)

Введите, пожалуйста, цифры с рисунка: