26 марта


14:53

У Києві скасували анонсовану півторадобову комендантську годину. Перехід на “літній час” ще не скасовано

12:38

Україна переводить стрілки на годину вперед, у Києві - комендантська година на півтори доби

21 марта


12:42

21.03.2022 у Києві та області на півтори доби вводять "посилену" комендантську годину

15 марта


15:06

У Києві та області знову запроваджують комендантську годину на півтори доби

11 марта


17:53

Міноборони РБ: інформація про ракетний удар по білоруському селу - фейк. Проте вторгнення в Україну готується

16:31

Російські літаки зайшли з території України і нанесли вогневе ураження по населених пунктах у Білорусі

15:58

Міністр оборони України звертається до народу Білорусі

22 мая


12:44

Операція «Гірдон»: Гіркін усім задоволений, а Гордона вважає дурнем, мерзотником, майже го…доном

14 мая


15:42

Окупанти «ізолювали» у Донецьку обвинуваченого у справі МН17

17 сентября


12:33

Гончарук прокоментував свій коментар щодо ПриватБанку

10:18

Прем’єр Гончарук не виключає «компроміс» із Коломойським щодо ПриватБанку

09:12

«Слуги народу» пропонують змінити закон «Про столицю» і провести вибори мера Києва у грудні

08:58

Будинок колишньої глави Нацбанку Гонтаревої спалили

08:40

Дoба ООС: один наш військовий загинув, двох поранено

16 сентября


17:28

Після програного Зеленським парі чиновників міської ради Дніпра оголошено в розшук

17:07

Скасовано постанову Матіоса про «засекречення» декларацій військових прокурорів

12:55

І цього тижня Зеленський не зможе відібрати у Авакова Нацгвардію

12:23

Бюджет-2020 презентують нардепам у п’ятницю

12:11

Посольство США сподівається, що нова ЦВК буде не гірше той, що розігнав Зеленський

11:59

Богдан - о фракції «Слуга народу»: там є «божевільні, психічно хворі»

08:41

Доба ООС: поранено одного військовослужбовця

15 сентября


17:27

Рада отримала проект держбюджету-2020

09:03

Доба ООС: обстріли не припиняються

14 сентября


14:59

Зеленський наклав вето на Виборчий кодекс з відкритими списками

08:50

Доба ООС: поранено вісьмох наших військових

13 сентября


18:44

У Кремлі наполягають: спочатку фіксація «формули Штайнмайера» - потім «нормандська» зустріч

17:26

Для Коломойського відкрилося «хороше вікно»: крізь нього він бачить вихід із ситуації з ПриватБанком

16:52

Меру Дніпра не пробачили вигране у Зеленського парі: у міськраді обшук

13:58

Порошенко прийшов на допит до ДБР – ДБР прийшло з обшуком до банка Порошенка

13:34

Стало відомо, під приводом чого намагаються вилучити у ПриватБанку документи, «пов'язані з юридичним захистом банку»

РАЗВОД ВЫБОРОВ

Не упасть бы после финиша…

Судя по сегодняшним заявлениям премьера Януковича, свет в конце конституционного туннеля все же проглядывается. Это не может не радовать. Да и дело, по сути, осталось за малым – реформировать местное самоуправление. Всю власть советам, так сказать! И заживет тогда Украина счастливой и сладкой парламентско-президентской жизнью. Тут бы и точку ставить, да не скоро дело делается.


На сегодняшнем заседании правительства Виктор Федорович не упустил возможности в очередной раз то ли авторитетно напомнить, то ли просто попугать: «Практически мы вышли на финишную прямую создания законодательной базы, которая обеспечила бы воплощение в жизнь конституционной реформы». Интересно, что имел в виду премьер?

Если речь идет только о законопроекте N 3702-1 и проголосованном Верховной Радой Законе о Кабинете Министров, к тому же неподписанным президентом, то это вряд ли потянет на «финишную прямую». Если же Виктор Федорович намекал о чем-то большем, то следовало бы хоть перечислить те «козырные» законопроекты и законодательные инициативы, которыми коалиция КРС собирается порадовать трудящихся в новом году. Право, нехорошо получилось. Интрига интригой, но после подобных заявлений с претензией на сюрприз не каждому праздничный кусок в горло полезет.

Но, раз уж Виктор Федорович и его подручные так уж пекутся местным самоуправлением и желают ему здравствовать, то мы, также неравнодушны к этому вопросу, попытаемся им в этом малость подсобить.

В украинской избирательной практике существует ряд проблем, на которые с завидной регулярностью списывают большинство просчетов и провалов в организации каждых выборов. Но, несмотря на все разговоры и обсуждения, позитивное решение этих вопросов с не менее завидной регулярностью «хоронят» до лучших времен. То есть, до следующих выборов. Не раньше.

Одним из таких «булыжников преткновения» является необходимость разведения во времени общенациональных и местных выборов. Вопрос, который должен, «по идее», волновать всех здравомыслящих граждан можно сформулировать, примерно так: почему настолько активное обсуждение этой проблемы после каждых очередных выборов заканчивается опять таки очередными выборами по принципу «смешались в кучу кони, люди»?

Казалось бы, мартовская избирательная гонка должна была стать последней, которая бы совмещала выборы в советы разных уровней. Тем более что замечание по этому поводу нам сделала и Европа. В своем отчете по результатам наблюдения за выборами в Верховную Раду Украины 26 марта 2006 года Миссия ОБСЭ/БДИПЧ рекомендует: «Слід уникати одночасного проведення парламентських та місцевих виборів».

Среди объективных причин необходимости развода во времени наиболее упоминаемой является большая нагрузка на членов участковых избирательных комиссий, которые не могут совладать c ситуацией, когда на каждого голосующего приходится в среднем по четыре бюллетеня (ВРУ, областной совет, городской совет, городской председатель). Еще, наверное, свежи в памяти очереди на избирательных участках, а также случаи госпитализации членов участковых избиркомов с обмороками. Есть что вспомнить и членам территориальных избиркомов, которые сутки напролет ждали протоколов с «мокрыми» печатями. Но, как всегда в таких случаях, есть одно «но». Это – деньги. Когда выборы сведены во времени, финансовая нагрузка на бюджет куда меньше, чем если бы выборы были разведены. Тут уж необходимо выбирать: или мы за «маленького украинца», или за экономию бюджетных средств? Впрочем, ответ на этот риторический вопрос очевиден и подтвержден предыдущей практикой.

Но кроме технической стороны вопроса есть еще и политическая, которая и является определяющим звеном в этой цепи.

В политической плоскости решение этого вопроса зависит от следующей взаимосвязи. Когда выборы происходят в одно и то же время, тогда центральное руководство политических партий имеет намного большее влияние на местные партийные организации. Это обнаруживается, в первую очередь, в финансировании кампании (главное – ВРУ, а органы местного самоуправления – прицепной вагон) и наличии лидера национального масштаба (который этот «вагон» тащит по инерции). Ярким подтверждением такого влияния является отсутствие хоть какой-нибудь альтернативы в партийных кругах по поводу составления списков на общенациональном уровне - все зависит от столичных хозяев. Здесь все определенно ясно: кто оплачивает, тот и заказывает музыку. Так вот, имея такое влияние, центральное руководство партий может мобилизовать партийный актив, снабдив его деньгами, и принудить реализовать намеченную стратегию. Здесь нюансов много и употребить это влияние можно на что угодно. Главное, чтобы ума и фантазии хватило. После того, как результаты установлены и оглашены, каждый начинает искать свое место в новосформированной раскладке сил: на местах своя свадьба, в столице – своя. И только после всего этого начинается разбор полетов: то ли на местах саботировали, то ли в Киеве промахнулись со стратегией. Но, как говорится, после драки флагами не машут.

Теперь представьте, что выборы разведены во времени. Центр уже не сможет настолько контролировать свои местные организации, поскольку последние не должны будут отвечать за результат общенациональных выборов в ВРУ (то есть, отдуваться за взятые под этот результат деньги). Да и провести местные избирательные компании можно будет, не придерживаясь установок из Киева на таком непрекословном уровне, как сейчас.

Не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы предвидеть следующее. Прошли выборы в Раду, определились победители и побежденные, сформировалась коалиция, правительство, определились центры влияния. Это не может не повлечь реакции на местах, которая заставит местный представительский бомонд (депутатов, городских председателей) взвесить свои шансы, исходя из новых условий. Нельзя сказать, что это спровоцирует тотальную переориентацию, но, все же, без конфликтов и перегруппировки сил не обойдется. Благо, рычаги административного влияния пока что имеются.

Еще один эффект: те партии, которые не попали в парламент, рискуют потерять свое влияние на местах вообще. Ладно если бы те, которые в оппозиции, - но все же парламенте. Подобная ситуация рискует привести украинскую партийную систему в лихорадку круче, нежели та, в которую ее и без этого бросает перед каждыми выборами.

Но одним из главных, по нашему мнению, последствием разведения во времени выборов будет следующее.

Закон Украины «Про політичні партії в Україні» гласит: «Політична партія - це зареєстроване згідно з законом добровільне об'єднання громадян - прихильників певної загальнонаціональної програми суспільного розвитку, що має своєю метою сприяння формуванню і вираженню політичної волі громадян, бере участь у виборах та інших політичних заходах» (Стаття 2). А также: «Політичні партії в Україні створюються і діють тільки із всеукраїнським статусом». И еще – последние: «Рішення про створення політичної партії приймається на її установчому з'їзді (конференції, зборах). Це рішення має бути підтримано підписами не менше десяти тисяч громадян України, які відповідно до Конституції України мають право голосу на виборах, зібраними не менш як у двох третинах районів не менш як двох третин областей України, міст Києва і Севастополя та не менш як у двох третинах районів Автономної Республіки Крим» (Стаття 10).

Что это означает? Во-первых, когда выборы будут разведены во времени, сразу же станет вопрос о необходимости общенационального статуса политических партий. Не исключено, что после «развода» выборов возникнет множество локальных групп, желающих побороться за местную власть на уровне нескольких областей, районов или даже одного города. На кой им нужно будет регистрировать общенациональную структуру по всей Украине, если они захотят взять участие в выборах на ограниченном клочке территории?!

Позитивное решение этого вопроса предвидит голосование в Раде изменений к Закону о политических партиях или к Закону о местных выборах. То есть, придется либо пересматривать общенациональный статус института партии, либо предусмотреть возможность выдвижение списков кандидатов от общественности. Отсюда вопрос: а зачем партиям, заседающим в Раде, рубить сук, на котором они же сидят? Зачем им самим подрывать залог своей силы и властной монополии? Зачем рассредоточивать власть?

Поэтому все разговоры и со стороны ЦИКа, и со стороны аналитиков, и со стороны общественности – содрогание воздуха. И вопрос здесь не в политической воле-неволе, а в желании и дальше держать общество на коротком поводке.

А чем, собственно, отличаемся мы от Европы в этом плане? В Европе даже трудно представить что-то подобное. Выборы в органы местного самоуправления исполняют там роль очень важного индикатора. По их итогам правительственные партии могут оценить уровень поддержки их политического курса обществом. Это – некий экзамен, лакмус. Если местные выборы выигрывают партии правящей коалиции – значить все нормально, если же оппозиция – нужно что-то менять. Но это также является и сигналом оппозиции, которая понимает, что открывается возможность наступления. Согласитесь, выгодно как власти, так и оппозиции. Но это не про нас.

Таким образом, ко всем разговором на тему разведения выборов следует относиться без учащенного сердцебиения. По крайней мере, до тех пор, пока об этом не начнут говорить те, кто имеет реальную возможность на это повлиять. Но, наверное, совсем не это имел в виду Виктор Федорович сегодня на заседании Кабинета министров. Хотя, чем черт не шутит в канун Рождества?


Назар БОЙКО

Версия для печати  Версия для печати

27 Декабря 2006 16:58


 

 

Генпрокурор Луценко каже, що 31 травня врятував ціле місто. На яку нагороду він, на Вашу думку, за цей вчинок заслуговує?

Запрошення на чергове засідання РНБО України (6)

Обрання членом РНБО врятованого їм міста (16)

Дострокового присудження звання Генпрокурор-лейтенанта (22)

Повного зібрання підручників юридичного вишу (81)

Червоного диплома юриста з золотими літерами (9)

Медалі «Рятівник Третього Тисячоліття» (159)

Урочистого рукостискання від Зеленського (64)

Введите, пожалуйста, цифры с рисунка: