|
|
В СВЕТЕ ПЕРСПЕКТИВ Страна в купальнике и пацаны в шоколаде Борис Колесников, взяв на себя роль «поросенка в посудной лавке», продолжил публичный «махач» между окружением Рината Ахметова и Кабмином. Оказывается, несмотря на все «подарки судьбы» со стороны действующей власти, от нее ожидали гораздо большего: чтобы одной ногой она без конкурсов раздавала лучшие куски собственности только в конкретно взятые руки, а другой - создавала условия для прихода иностранных инвестиций. Видимо, вспомнив об уже побитых горшках с соратниками (начиная от убийственных характеристик Табачника, Тихонова, Левочкина до оценок профессионализма Прасолова и Каськива, рассказов о «подставе» Козака, намеков на юную «крысу» в рядах ПР, не говоря уже о несчастном Семиноженко), Борис Викторович в субботнем интервью ZN,UA привел искрометную аллегорию: «Если вы делаете глиняный горшок, а гончарный круг один, то сколько бы вы ни работали, хоть круглые сутки, но горшков больше не станет, пока завод не откроется. Точно так и в экономике. Нужны инвестиции, а инвестиции — это доверие к стране. Без огромных инвестиций мы не достигнем уровня производительности труда даже восточноевропейских стран». По сути, данное заявление отражает ситуацию, в которой оказался сегодня крупнейший олигарх Украины, в окружение которого после небольшой опалы вернулся экс-вице-премьер. С одной стороны, собственность жжет ляжку - все более-менее стоящее в стране уже приватизировано (осталось лишь несколько монополий типа «Укрзализныци» и «Укрэнерго», но на их получение уйдет не менее двух-трех лет: поскольку по-хорошему необходимо их реструктуризировать на куски потенциально неприбыльные, которые останутся государству, и те, что достанутся единственному «эффективному инвестору» в этой стране). А значит - пришло время приглашать к столу крупный иностранный капитал, который должен купить все его интересующее, но уже не у государства, а у Рината. Но этому, в свою очередь, мешает существование прежних правил игры, при которых вся эта собственность и оказалась в конкретно взятых руках. Ведь почему, например, у EDF пропало желание приобрести «Киевэнерго» или у Deutsche Telekom – «Укртелеком»? Хотя бы потому что условия конкурсов были прописаны под конкретного покупателя. Конечно, иностранцы могли бы упереться, посудиться, и даже в итоге выиграть конкурс. Но все наблюдают незавидную судьбу Лакшми Миттала, посмевшего купить «Криворожсталь», ранее отобранную у Ахметова. Меткомбинат у Arcelor Mittal в итоге таки не отобрали, но крови попортили (и продолжают портить по сей день) предостаточно. Конечно же, Ахметов был далеко не единственным выгодоприобретателем от «большой приватизации» по-украински. Тот же Колесников сколько бы ни рассказывал, что «мне было легче в том плане, что у нас все компании новые и построены с чистого листа, не покупались основные фонды, в СССР таких компаний не было», производственную базу своего шоколадного «Конти» создавал за счет приватизированных Донецкой пищевкусовой и Константиновской кондитерской фабрик. Именно на этом свальном имущественном грехе и высится нынешний консенсус украинских правящих элит. Однако, даже на общем фоне Ахметов держится немного особняком, прежде всего из-за размеров состояния и специфического послужного списка. Нравится это Ринату Леонидовичу или нет, но не может существовать благоприятный инвестклимат в стране, где богатейшим человеком (с огромным отрывом от конкурентов) является субъект с репутацией Аль Капоне местного разлива. По сути, для любого вменяемого зарубежного капиталиста это становится маркером, на благо какого именно человека живет и трудится конкретная страна, по каким неписанным правилам она живет. Правительство же в вопросе инвестклимата – это отнюдь не причина, а следствие. Перефразируем классическое: «Каждый Ринат заслуживает именно того Президента, выборы которого он дважды финансирует, и тот Кабмин, в котором он назначает вице-премьера». Будь это Колесников или Вилкул – большого значения не имеет. Главным для инвесторов признаком, что в Украине происходят реальные изменения, станет вовсе не утрата Януковичем президентской короны (хотя куда уж без этого), а начало реальной борьбы с экономической монополией, которая не способна остановиться на достигнутом и при каждом удобном случае - качает права. И до нынешнего публичного конфликта между Ринатом и его командой, с одной стороны, и действующим Кабмином, с другой, у Бориса Колесникова, как у любого нормального человека, не было иллюзий относительно управленческих талантов и экономических «установок» Николая Азарова. Но это совершенно не мешало их рабочим взаимоотношениям и не выливалось в упомянутое выше интервью с вопиющим заголовком: «Такому правительству на западе не дали бы даже вести бухгалтерию маленькой фирмы, производящей козий сыр». Перед этим ледяным презрением, оказанным бывшим коллегам и их шефу, меркнет даже визгливый манифест Богословской об «азаровщине», не говоря уже о «сдержанной», как мужская слеза, реакции на свою отставку другого «экса» - Хорошковского, затихарившегося где-то на Лазурке… Дружба, достойная греческих героев, дала трещину из-за настойчиво проталкиваемой Ринатом новой концепции работы рынка электроэнергии, выписанной полностью в интересах его энергетического холдинга ДТЭК. Последний благодаря содействию властей демонстрировал в последнее время аномальную прыть. В последнем рейтинге Топ-500 компаний Центральной и Восточной Европы, опубликованном международной аудиторской группой Deloitte сообщается, что ДТЭК стал лидером в регионе по темпам роста бизнеса. За год энергомонополия Рината Ахметова благодаря получению (как правило, на конкурсах с одним учасником) 6 государственных энергетических компаний («Киевэнерго», «Захидэнерго», «Днепрэнерго», «Донецкоблэнерго», «Днепроблэнерго» и «Крымэнерго») и передаче ей на условиях концессии 3 государственных угледобывающих объединений («Свердловантрацит», «Ровенькиантрацит» и «Добропольеуголь») увеличила свои доходы (в евро) в 2012 году в 2,25 раза по сравнению с 2011 годом, а прибыль — в 1,8 раза. Сосредоточив благодаря такой приватизации, среди прочего, более 70% украинской тепловой генерации ДТЭК решил, что пришло время конвертировать созданную монополию в звонкую монету, которая бы позволила Ринату окупить сделанные вложения (как это было в случае с приобретением пакета «Киевэнерго») в течение одного года. Но тут Кабмин, даром что «донецкий», неожиданно начал упираться. Было очевидно, что проталкиваемая «ахметовскими» новая модель работы рынка электроэнергии выписана исключительно в интересах принадлежащей ей тепловой и альтернативной генерации (у ДТЭК есть крупные проекты и в ветроэнергетике). Претензий к новому закону было высказано много (см., например, материал «Экономической правды»), но, по сути, их можно свести к трем блокам: - Создаваемый согласно закону Фонд распределения стоимостного дисбаланса реквизирует средства у государственных атомной и гидроэнергетики в пользу частных тепловой и альтернативной энергетики на гораздо более жестких условиях нежели это происходит сейчас. - Предлагаемый законом механизм двусторонних взаимоотношений между производителем электроэнергии и ее крупными потребителями фактически устраняет с этого рынка государственную атомную и гидроэнергетику (при том что в совокупности они производят более половины электроэнергии в стране). И позволяет прежде всего тепловой энергетике диктовать условия не только облэнерго, но и крупным промышленным потребителям. - Наконец, новый закон нисколько не мешает сохранению существующей сегодня 100-процентной монополии ДТЭКа на экспорт производимой в Украине электроэнергии. Несмотря на длившуюся с июля войну нервов, когда Кабмин фактически отложил «под сукно» еще один основополагающий документ, разработанный в интересах Рината (Энергостратегию Украины до 2030 года), в прошлый четверг эпопея с принятием закона завершилась для ДТЭКа счастливо. 305 депутатов как от власти, так и от оппозиции под занавес пленарного заседания проголосовали за его законопроект. Однако, противостояние стоило инициаторам законопроекта «нервов с многими нулями». Стало очевидно, что нынешняя власть «фишку не сечет». Сказав «а» (позволив создать отдельно взятому персонажу монополию в стратегически важной отрасли), она не понимает, что должна в итоге произнести и «б» (дать возможность зарабатывать на этой монополии сверхприбыль). Неожиданное охлаждение отношений сначала вылилось в опубликованном (правда, в Facebook) интервью «вечного юриста Ахметова» Юрия Воропаева (председателя комитета по вопросам промышленной и инвестиционной политики), в котором он заявил: «У власти нет цели и основополагающего документа, где она была бы зафиксирована, и являлась безусловной к исполнению для всех членов правительства. Чья это вина? В первую очередь главы правительства и его заместителей». Как говорится, не поспоришь. Иногда кажется, что в этой стране только у СКМ и есть цель. Правда, процесс ее достижения (как в случае с упомянутым законом) демонстрирует, что она полностью противоречит интересам целой страны. Затем на донецком инвестфоруме глубокомысленную тираду про правила, трусы и купальники задвинул сам акционер СКМ. «А что нужно Украине? – сильнее Данко воскликнул Ринат Леонидович. - Правила. По каким правилам играет инвестор». Что значит - по каким? Какие есть - по тем играют все. Правда, выигрывают всегда одни и те же. Но г-н Ахметов развил свой тезис: «Чтобы не получилось так, что Украина встречает инвестора в нарядном платье, а провожает в купальнике!» Истолковать данный пассаж можно по-разному, в том числе и «по Фрейду». Так и видишь эту до боли привычную картину: иностранный инвестор со знойного острова (допустим, DTEK Holdings Limited) приходит в Украину – и через какое-то время стране только и остается какая-то мелочь, чтоб было чем срам прикрыть. И вот на закуску (хотя закон, ставший камнем преткновенья уже и принят во втором чтении) контрольное интервью от мастера словесных эскапад Бориса Колесникова: чтоб кой-кому в Кабмине в будущем не повадно было. На самом же деле все эти туземные пляски вокруг закона о рынке электроэнергии для любого настоящего (а не кипрского) иностранного инвестора страшилка похлеще «Пилы-3». Ведь этот инвестор отнюдь не фанат демократии и готов довольно охотно вкладывать и в условиях как просвещенного (Сингапур), так и не очень (Иран) авторитаризма. Главное, чтобы была хорошая норма прибыли и те самые правила, о которых глаголил г-н Ахметов. Но вот когда их устанавливает не власть, а некое третье лицо (условный «Ринат») и они кардинальным образом влияют на себестоимость и конкурентоспособность всего производимого в конкретно взятой стране (в нашем случае - электроэнергия все-таки!), - вот тогда волей-неволей и начинают шевелиться волосы в подмышках любого (в том числе уже и кипрского) инвестора от осознания сверкающих перспектив его украинского предприятия. И тогда уж он точно поймет, о чем его предупреждал г-н Ахметов: «Чтобы у инвестора не сложилось впечатление, что к нам он приедет в костюме, а уедет в шортах». Да-да, тут главное не спугнуть! Облачаемся в «нарядное платье», берем каравай поувесистее, показываем издалека блистающие пустотой объекты инфраструктуры – ну и т.д. по сценарию. Поэтому прежде чем тратить деньги на организацию международных инвестфорумов и заполнять их местными студентами, необходимо сделать кое-что по сути. И речь даже не о революции. Для начала нужно правительство, которое будет способно справиться с приступами булимии отдельно взятых персонажей, без оглядки на их голодное шахтерское детство. Хватит входить в публичный экстаз, когда они заявляют, что «не любят засыпать голодными». Пора запретить им жрать - хотя бы после 6 часов вечера.
|
|
Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку |
|