|
|
СУПЕРМЕНЕДЖМЕНТ Три принципа украинских нефтедеятелей – предал, продал, получил О мошеннической схеме, заложенной в основу контрактов по приобретению технологической нефти у ТНК для нефтепровода Одесса–Броды, сказано и написано очень много. После последних публикаций в СМИ, в том числе и «Обкомом», НАК «Нефтегаз Украины» провел экстренную пресс-конференция на тему успехов в 2004 году. Реакция вполне логичная – чтобы отвлечь внимание придирчивой прессы от болевой темы, да еще той, где «варится бабло», надо увести в сторону и рассказать о том, как хорош НАК в общем и целом, как стремительно растут доходы его дочерних структур. Как было сообщено на пресс-конференции, наиболее существенный прирост продемонстрировал «Укрнефтегазкомплект», чистый доход которого от реализации продукции вырос на 61,2%. Но ведь эта дочерняя структура НАКа нефть и газ не добывает, что называется «и не сеет, и не жнет». Она – снабженческое предприятие «Нафтогаза». От ее услуг «стонут» основные производственные структуры НАКа, поскольку цены на материально-технические поставки для нужд дочерних компаний являются не просто завышенными, а зачастую многократно превышающими все разумные пределы. Прибегнуть же к услугам других поставщиков НАКовские «дочки» права не имеют – снабжение в холдинге исключительно централизованное. И централизовал его Ю. Бойко – по словам Леонида Кучмы, такой же суперуспешный менеджер украинской экономики как и необузданный Кирпа. Хотя при В. Копылове выбор того или иного поставщика был результатом тендера, который проводила сама дочерняя компания. Но это так, к слову, хотя данная тема – хороший предмет для журналистского расследования. Самое интересное было в части, касающейся приобретения технологической нефти для нефтепровода Одесса–Броды. Вот что Ю. Бойко сообщил в интервью «Зеркалу недели»: «Мы купили в августе 250 тыс. тонн нефти для заполнения Одесса-Броды по цене 249 долл. за тонну. На тот момент украинские компании покупали нефть по 250-252 долл. за тонну. В сентябре мы планируем закупить оставшиеся 150 тыс. тонн нефти по 296 долл. за тонну при том, что, например, ЛиНОС (ОАО «Лисичанскнефтеоргсинтез», принадлежит ТНК) и «Укртатнафта» (Кременчугский нефтеперерабатывающий завод) уже закупают нефть по 298—303 долл. за тонну. Я думаю, что нам удастся купить нефть на один-два доллара дешевле, чем названным компаниям». Показательно, что г-н Бойко в ценовых ориентирах демонстрирует исключительно верхние значения цен и не указывает нижние. Российские же источники очень четко указывают на то, что цена поставок в Украину в конце августа, в частности на Херсонский и Одесский НПЗ, составляла $229 за тонну на украинско-российской границе. Цена поставки в Беларусь на Мозырский НПЗ составила $210-217 за тонну – и это верхние значения. Даже, если абстрагироваться от белорусских поставок, а отталкиваться только от украинских, то $20 разницы на тонне ($249 – $229) при названном объеме поставки в 250 тыс. тонн, составляет $5 000 000 переплаты. Цифра же в $296 за тонну, по которой Ю. Бойко собирается приобрести еще 150 тыс. тонн нефти, вероятно, уже согласована с ТНК и призвана продемонстрировать «готовность к компромиссу» с ее стороны и эффективность «менеджера №1». Разумеется, на верхних значениях ценовых показателей и за счет государственной компании «Укртранснафта». Переплата будет еще более существенной, чем по августу. Если отталкиваться от данных российского «ЛУКойла» по сентябрьским ценам ($229 за тонну), то из «Укртранснафты» вынут еще $10 050 000. А если ТНК сбросит только доллар или два, то – почти 11 «лимонов». И это при том, что две последних недели августа имелась очень четкая тенденция к снижению цен на нефть, что признал на пресс-конференции и г-н Бойко. Именно этот период «Укртранснафта» должна была использовать в своих интересах для снижения цены поставляемой нефти. Но этого не состоялось. Говорят, что в «Укртранснафте» приказали не торопится. Теперь становится очевидным почему. Менеджеров украинских нефтетранспортников интересуют высокие цены на нефть, ведь платят они за нее не из своего кармана, а из государственного. А если еще есть возможность «легким движением руки» перевести часть денег на личный счет – почему бы этим не воспользоваться. Отношение к госкомпании – как к дойной корове. Именно поэтому было отвергнуто предложение компании «Балтик Петролеум» о бесплатном предоставлении «Укртранснафте» технологической нефти под гарантии прокачки 5-7 млн тонн нефти в европейском направлении (см. ДОКУМЕНТ ниже). Что тут поимеешь? Если цена – ноль, то и на входе в карманы тоже будет ноль. Почему на предложения «Балтики» не реагировали «эффективные» нефтеменеджеры – теперь понятно, но вот почему на него не отреагировало правительство Януковича, в частности в лице г-на Тулуба и г-на Клюева? Ведь г-н Тулуб является министром, да еще и председателем правительственной комисии по вопросам эффективного использования нефтепроводной системы, а г-н Клюев – профильный вице-премьер. Но они об этом молчат. Очевидно, ответ на этот вопрос таится в словах Ю. Бойка о том, что он будет голосовать на выборах за В. Януковича. Долг платежом красен, а молчание – золото (скорее «зелень»). Да и еще кое-какие дела надо успеть завершить г-ну Бойко. Об этом он тоже поведал. Сейчас по его словам, «Укртранснафта» и «Транснефть» ведут переговоры о заключении долгосрочных контрактов по объемам и условиям транспортировки российской нефти и до конца сентября должны подписать документы. Иными словами, надо ждать новых сюрпризов от реверсистов и их российских хозяев. Правда, сюрприз этот уже известен. В сущности, речь идет о подписании «Укртранснафтой» и российской «Транснефтью» 15-летнего договора о едином операторстве. Естественно, называться он будет по иному, - что-то там о сотрудничестве и партнерстве, услугах по транспортировке, и т.д., и т.п. Но суть его будет состоять в том, о чем написал президент российской «Транснефти» в своем письме «Укртранснафте» в конце прошлого года: «… транспортировка нефти по системам магистральных нефтепроводов осуществляется по единому графику, утверждаемому Комиссией Правительства Российской Федерации… В настоящее время фактически управление движением нефти по системам магистральных нефтепроводов стран содружества независимых государств и Балтии происходит из единого Центра. Таким образом, интеграция систем магистральных нефтепроводов будет являться завершающим логическим этапом…» Очевидно, что кое-кому так и хочется приблизить завершающий этап и побыстрее доложиться «Выполнено, господин Вайншток! Чего еще изволите?» Того и смотри, героя России дадут. Есть ведь герои Украины, есть герои России, а вот, чтобы одновременно и Украины, и России – такого не было. А почему бы нет? Психология нынешнего украинского государственного нефтегазового менеджмента да и части сервильного политического руководства вкладывается в «три П» – ПРЕДАЛ, ПРОДАЛ, ПОЛУЧИЛ. У них это называется прагматизм. А не мешало бы у Путина поучиться. Для тех, кому он кумир по жизни, следует обратить внимание на одно его недавнее высказывание. Говоря о подходах к выработке решений о приоритетах в развитии нефтепроводного транспорта, В. Путин подчеркнул, что «ориентиром для принятия необходимых решений должна быть реализация общегосударственных задач, а не интересы отдельных компаний». ДОКУМЕНТ: Віце-прем‘єр-міністру України А.П. Клюєву Шановний Андрію Петровичу! Цим листом компанія “Baltic Petroleum Ltd” висловлює Вам свою повагу та інформує про свою дяльність і зацікавленість в участі в процесі розвитку нафтотранспортного маршруту “Одеса–Броди” як єдиного готового до експлуатації коридору, об‘єднуючого Каспійський регіон та його виробників з європейськими споживачами нафти. Наша компанія готова до укладення угоди на транспортування сирої нафти через потужності нафтогону “Одеса–Броди” обсягом 5,0–7,0 млн тонн перші 18 місяців починаючи з вересня 2004 року. Враховуючи останні зміни, які внесені рішеннями Президента та уряду України щодо подальшої експлуатації “Одеса – Броди”, та віднесення цих питань до Вашої компетенції, просимо Вас про особисту зустріч для обговорення умов подальшої співпраці. З повагою, Йохан Еклунд Президент компанії Baltic Petroleum Ltd” 17.06.2004
|
|
Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку |
|